ИСТОРИЯ ТЕХНИКУМА

1965 год

6 марта 1965 года директором Таштагольского вечернего горно-металлургического техникума назначен Илья Иванович Немов;
25 августа открыты специальности «Разработка рудных и нерудных месторождений» и «Горная электромеханика»

1966 год

25 августа открыта специальность «Планирование на предприятиях горной промышленности»;
Открыто дневное отделение на базе 8 классов

1968 год

28 июня состоялся первый выпуск студентов специальности «Планирование на предприятиях горной промышленности»(35 первых специалистов);
6 июля состоялся выпуск студентов специальностей «Разработка рудных и нерудных месторождений» (25 первых специалистов) и «Горная электромеханика» (38 первых специалистов)

1971 год

1 марта директором Таштагольского вечернего горно-металлургического техникума был назначен Николай Сергеевич Березин

1975 год

28 июля – директором Таштагольского вечернего горно-металлургического техникума был назначен Георгий Михайлович Ижболдин

К середине 60 годов прошлого века предприятия, разрабатывающие железорудные месторождения региона, испытывали острую потребность в специалистах горного профиля.
Заместитель председателя Совета Народного хозяйства Кузбасского экономического района Б. Зильберштейн 14 декабря 1964 г подписал историческое распоряжение, которому можно присвоить первый номер в истории техникума: «Организовать в г. Таштаголе в 1 квартале 1965 года вечерний горно-металлургический техникум».
Приказ от 23 декабря 1964 года о закреплении за Таштагольским вечерним горно-металлургическим техникумом рудника Таштагол, как базового предприятия, позволил техникуму состояться. Таштагольский рудник в течение 50 лет продолжает оставаться социальным партнером техникума.
Итак, при активной заинтересованности Таштагольского рудника осенью 1965 года открылся вечерний горнометаллургический техникум – первое среднее специальное заведение Таштагола. Горняки взяли заботы на себя. Своими силами подготовили помещение, учебные аудитории, классы. Ветеран труда, опытный энергетик П.Г. Пальянов оборудовал три лаборатории, оснащенные современными действующими машинами, электроникой. Преподавателями по ведущим профессиям были приглашены опытные инженеры – производственники В.И. Болдышев, В.А. Лавриненко. «Из 148 зачисленных – 122 рабочих, 21 мастер, большинство из них – таштагольцы… Спустя два года 98 выпускников защитили дипломы и остались работать на руднике».

Из воспоминаний

Ильи Ивановича НЕМОВА

«В 1965 году Таштагольский рудник получил новое здание административно-бытового комбината, поэтому было принято решение провести перепланировку и ремонт здания бывшего административно-бытового помещения рудника. Строители в срок закончили ремонт и в августе 1965 г. штатные работники техникума смогли расположиться на своих местах в техникуме. Директор горного техникума в городе Осинники, Е.П. Косенко, дал согласие на изготовление учебной мебели в столярных мастерских техникума для Таштагольского техникума при условии, что столярные мастерские получат из Таштагола необходимое количество леса, некондиционных трубок для изготовления диванчиков к учебным столам, необходимое количество денег. В итоге, благодаря помощи рудников, в столярные мастерские горного техникума г. Осинники было направлено необходимое количество леса, стальных некондиционных трубок, краска.

В мебельном магазине города Таштагол за счет рудника Таштагол было приобретено 150 стульев для актового зала техникума. К 25 августа 1965 г. учебные аудитории и лаборатории техникума были оснащены необходимым оборудованием, которое привозили с рудников Горного Управления КМК.

Гардеробная была оборудована вешалками, изготовленными в механических мастерских рудника Таштагол. 1 сентября 1965 г. в актовом зале состоялось собрание обучающихся вечернего отделения. Присутствовал первый секретарь Горкома КПСС В.В. Морозов. Я обратился с поздравлениями к обучающимся, кратко познакомил их с содержанием учебных планов и поблагодарил В.В. Морозова за помощь в работе по открытию техникума в городе.

Для выполнения методики ведения уроков мной была утверждена предметная комиссия общеобразовательных дисциплин. В дальнейшем для подбора тем курсовых и дипломных проектов приглашались работники технических отделов рудников.

Когда началась защита дипломных проектов, то председателями комиссий на выпуске вечернего и дневного отделений назначались ведущие специалисты Горного Управления KMK: главный технолог, главный механик, заместитель начальника Горного Управления КМК по финансам. Впоследствии эти председатели давали хорошие отзывы в своих отчетах о результатах защиты курсовых проектов и дипломов».

Из воспоминаний

УВАРОВОЙ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ

Работала в техникуме с 1967 по 1984 гг.

«Илья Иванович Немов запомнился как человек интересный, часто непредсказуемый. Свою работу в техникуме он начал не с преподавательской деятельности, а с решения хозяйственных проблем. Дел было не перечесть. Строители произвели частичный ремонт и перепланировку кабинетов, а дальнейшая подготовка кабинетов по специальностям, оснащение их необходимым оборудованием, оформление – все легло на плечи самих сотрудников техникума.

Первыми студентами техникума стали выпускники десятых классов вечерней школы. Это были производственники со стажем, взрослые люди, которые также помогали обустраивать техникум. В 1966 году в техникум поступили на очное отделение учащиеся на базе восьми классов. Это были дети – подростки, которых необходимо было не только учить, но и воспитывать. Потребовались учителя общеобразовательных предметов, педагоги-организаторы. Приобщаясь к педагогическому труду, Илья Иванович Немов учился у нас, учителей. Частенько посещал уроки физики, химии, истории, литературы, бывал на классных часах. С интересом прислушивался к нашему мнению, так как у многих учителей был большой опыт работы».

Из воспоминаний

ЖУРАВЛЕВОЙ АЛЕКСАНДРЫ НИКОЛАЕВНЫ

Работала в техникуме с 1965 по 2006 гг.

«Илья Иванович Немов многое сделал для того, чтобы техникум открыли, активно сотрудничал с Таштагольским рудником. Материальная база была слабая, но общими усилиями постепенно пополнялось оборудование, расширялся библиотечный фонд. Поначалу очного отделения не было. Занятия велись в две смены – утром и вечером, ведь студенты работали по сменам. Многим было нелегко учиться, потому что после окончания школы прошло пять, а то и все десять лет.

Приходилось начинать с арифметики и учиться писать без ошибок. Но желание учиться было сильнее трудностей, да и преподаватели помогали студентам. Вопрос о посещаемости вообще не возникал, все с большим желанием спешили в техникум. Когда открыли дневное отделение, в техникуме стало оживленнее, появилось много молодежи, а ведь, как известно, где молодёжь, там и жизнь. Стали приходить из школ учителя. Среди них Зинаида Григорьевна Холодова, учитель литературы, Валентина Федоровна Свечникова, учитель истории. Год от года студентов становилось больше, увеличился и преподавательский состав, рос авторитет техникума в городе».

"Открытие в 1966 году образовательной программы «Планирование горнорудных предприятий» было моей идеей."

И.И. Немов

Первый выпуск, в первом ряду пятый слева – И.И. Немов

Специалисты такого направления были необходимы на предприятиях, и для женщин, живущих в Таштаголе, появлялась возможность получить образование и хорошую профессию. Желающих учиться сразу оказалось много, группа была переполнена – 35 человек, и все они учились с удовольствием, и дошли до выпуска, никто не отсеялся. В то время, в летние периоды, рудник открывал лагеря отдыха для детей, и возникала острая проблема с воспитателями на время работы лагеря. Так эта проблема также была решена за счет студентов группы ПГП. Женщин направляли на летнюю практику в лагерь, где они с удовольствием работали».

Из воспоминаний И.И. Немова

«Николай Сергеевич Березин наш второй директор. Ему, как производственнику, предстояла сложная задача – организовывать и контролировать учебно-воспитательный процесс на очном и вечернем отделениях. На вечернем отделении ему было проще, он быстро находил взаимопонимание с работающими студентами. На очном отделении задачи были сложнее. Коллектив уже был большой, дети учились трудные, требовали большого внимания. Николай Сергеевич, чтобы не упустить ничего из виду, все записывал в блокнот, нарабатывал организаторские навыки».

Николай Сергеевич Березин проводит совещание
Группа ГР -70, июнь 1974 года

Георгию Михайловичу Ижболдину выпала самая сложная миссия. Приступив к своим обязанностям летом 1975 года, пришлось серьезно укреплять кадровый состав преподавателей и заниматься строительством нового здания техникума, а следовательно, и решать связанные с этим финансовые вопросы. Георгия Михайловича как руководителя запомнили справедливым, требовательным, непреклонным, обязательным и очень порядочным.

Из воспоминаний Уваровой Марии Федоровны

«Наши студенты в 70-е годы вели серьезный творческий поиск.Наблюдался рост числа дипломных работ, рекомендации которых успешно применялись на производстве."

«Наши студенты в 70-е годы вели серьезный творческий поиск. Наблюдался рост числа дипломных работ, рекомендации которых успешно применялись на производстве. Отзывы от горнорудных предприятий «Сибруда», от руководителей рудников и карьеров Казахстана, Урала и восточных областей Сибири говорят, что выпускники нашего техникума все заметнее оказывают влияние на рост производительности труда, на уровень культуры работников горных цехов и на качество выпускаемой продукции. Для примера приведу цифру: на момент 1978 года на Таштагольском руднике работает уже 233 наших специалистов. 

Из воспоминаний Ижболдина Георгия Михайловича

О том, что растет качество, говорят цифры: на 100 выпускников 1973 года было 4 диплома с отличием. В 1977 году – восемь. А в 1978 году -14! Эти успехи по праву делят со своими выпускниками преподаватели техникума, чье мастерство за последние годы значительно возросло. Это, конечно, результат деловых связей учебного заведения с коллективами рудников».

Горный техникум на протяжении многих лет славился своими высокопрофессиональными преподавателями и сотрудниками, отдавшими свои знания и опыт одной цели – хорошо обучать и воспитывать будущих специалистов горного производства.

Начало девяностых годов стало непростым временем не только для нашей страны, но и для горного техникума.

В июле 1991 года новым директором назначается Ершов Анатолий Сергеевич. Это были не самые лучшие времена: финансирование осуществлялось по остаточному принципу, здания требовали ремонта, не хватало самого необходимого. Будущее техникума казалось проблематичным.

В этих условиях коллектив и администрация техникума настойчиво пытались перестроить свою работу в условиях новой экономической и социальной обстановки. Началось согласование перечня специалистов необходимых для Таштагольского района. В 1992 году были открыты новые специальности платного обучения на дневном отделении, при этом не сворачивались программы горного профиля.

Руководила учебным процессом Подольская Лидия Васильевна. Обладая профессиональными знаниями и ощущая весь груз ответственности, Лидия Васильевна обеспечила разработку и стабильность выполнения учебных программ.

Большой вклад в разработку учебных планов внесли председатели цикловых комиссий: горных дисциплин – Ерофеева Светлана Борисовна, электромеханических – Пьянков Михаил Александрович, социально – экономических – Сулекова Людмила Пантелеевна.

Совместные согласованные действия администрации техникума в лице молодого директора Ершова Анатолия и Администрации города Таштагола, лично Макута Владимира Николаевича, позволили сохранить техникум как центр подготовки специалистов и поднять его престиж.

В девяностые большое значение начала приобретать методическая работа преподавателей. Систематизировала творческие работы преподавателей методист и преподаватель русского языка и литературы – Подсосова Галина Федоровна.
В 90-е техникум активно сотрудничает с ВУЗами: Красноярский институт цветных металлов, Государственная Академия управления промышленностью в Москве, Сибирский Государственный Индустриальный Университет, Кемеровский Государственный Технический Универстет. Заключались договоры по сокращенным программам по профилю специальности в форме непрерывной профессиональной подготовки.

Несмотря на все трудности работы в 90-е годы, техникум прошел аттестацию и лицензирование по горным специальностям уже в новых условиях работы Государственного Стандарта Профессионального Образования

В 90-е годы целью техникума становится подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, экономически грамотных специалистов, обладающих высоким профессиональным мастерством и умеющими работать в рыночных условиях.
В 1999 году впервые дипломный проект Уйгалаковой Татьяны занял 1 место в конкурсе среди средних учебных заведений России металлургического комплекса, руководитель специального вопроса Ерофеева Светлана Борисовна, специальной части Добронравов Борис Владимирович.

В это время коллектив пополнился молодыми кадрами:

Мешкова Наталья Станиславовна – заведующая учебной частью, впоследствии преподаватель менеджмента, впоследствии председатель цикловой комиссии социально – экономических дисциплин. Порученному делу она отдавала много знаний и времени, энергии, замечательная «классная мама».

Ершов Валерий Сергеевич – закончил Красноярский институт цветных металлов и золота, с отличием. Молодой специалист снискал уважение и доверие студентов.
Агеева Елена Васильевна начала работу с лаборанта, затем по окончании института преподаватель физики и технической механики, обладающая хорошей профессиональной подготовкой.

Клинк Виктор Анатольевич руководитель физвоспитания, занимаясь с подростами, уделяет серьезное внимание развитию и пропаганде спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе, что способствует повышению интереса студентов к спорту.

Пьянков Михаил Александрович преподаватель, председатель цикловой комиссии электромеханических дисциплин, его отличает стремление к совершенству, творческий подход к работе, уважительное и доверительное отношение к воспитанникам.

Сулекова Людмила Пантелеевна молодой энергичный коммуникабельный, творческий преподаватель дисциплин основы экономических знаний и экономической теории, председатель цикловой комиссии социально – экономических дисциплин
Шеманаева Галина Яковлевна – прилагает много усилий к тому, чтобы вызвать интерес к преподаваемой дисциплине, привить любовь к избранной специальности, развить у студентов творческое мышление и экологическую грамотность.

Параллельно с учебным процессом также активно развивалась воспитательная работа. Очень интересно проводились февральские «Молодецкие игры» на свежем воздухе в присутствии большого количества болельщиков. А какие проводились турслеты! Они любимы были всеми, проходили массово с выездом на природу на 2 дня.
В июне 1995 года техникум отметил свое 30-летие.
В торжественной обстановке проводилось вручение дипломов об окончании учебного заведения.

В мае 1998 года техникум принимал областной слет отличников.

В 90-е годы команда КВН техникума состязалась в остроумии со своими соперниками – учащимися городского профессионально технического училища. Менялся состав команд, но первенство оставалось за горным техникумом. Для большинства студентов КВН был не просто праздником, – он надолго оставался стилем жизни!
Одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности являлось развитие студенческого самоуправления, студенты с удовольствием брали в свои руки организацию учебного, воспитательного и хозяйственного процесса!
Любимыми праздниками были Новый год, День учителя, 8 марта. 23 февраля, день смеха, день студента. Готовились настоящие костюмированные представления. В этом направлении со студентами работали заведующие по специальности Белорукова Ольга Михайловна, Ерофеева Светлана Борисовна, Бурнакова Татьяна Александровна.

К концу девяностых годов финансирование техникума Министерством образования постепенно нормализировалось. У коллектива учебного заведения появилась уверенность в стабильном развитии.


Каждый год жизни коллектива техникума отмечен ступенью его роста, авторитета, совершенствованием учебного процесса. В это время он входит в тройку лучших металлургических техникумов страны, это очень хороший показатель. Многие горнорудные предприятия Кемеровской области готовы были платить деньги за обучение будущих специалистов в Таштагольском горном техникуме, а затем трудоустраивать их.

Сложное десятилетие завершилось тем, что горный техникум, благодаря преподавательскому составу, становится своеобразным брендом города Таштагола. Он всегда был способен давать своим выпускникам едва ли не вузовский или близкий к этому уровень подготовки специалистов в области горного дела.